История российской рекламы
- Главная
- История российской рекламы
Давайте сегодня поговорим о рекламе, точнее о том, как она зарождалась в России.
В 16-18 веках реклама была устной, передавалась от человека к человеку: торговцы расхваливали свои товары, оповещая, таким образом, всех вокруг. Купцы нанимали профессиональных зазывал – глашатаев, которые воздействовали на публику своими выкриками и затаскивали людей в торговые лавки. Вспомним латинское слово «reclamare» - выкрикивать, и станет понятно, значение современного термина «реклама».
Среди людей 18-19 века, информация распространялась посредством лубка – народных картинок, которые наносились на картон вручную или методом ксилографии. Большинство простых людей было безграмотно, и картинки в основном не содержали текст. Это время знаменательно зарождением социальной рекламы и приобщением беднейшего слоя населения к чтению.
Так же шло активное развитие наружной рекламы, на трактирах и лавках, цирюльнях и аптеках появлялись вывески.
Петр I издает первый указ о рекламе, прописывая в нем переход к началу использования печатных "летучих" листков, которые будут распространяться по трактирам и рынкам. Так на рынок выходят первые рекламные листовки. На улицах города появляются афиши, рассказывающие о зрелищных мероприятиях и знакомящие людей с царскими указами и манифестами.
2 января 1703 года издается первая печатная газета «Ведомости» (по указу Петра I), ее тираж невелик - несколько десятков экземпляров. В ней начинали появляться информационные объявления. Интересную переписку Б. Волкова с типографией, выпускавшей эту газету, нашли мы в издании одного журнала, в которой требуется срочно ускорить выпуск тиража газеты, так как опоздавший номер читатели "не почтут за новости, но за какой-либо меморий для историков". Звучит, к сожалению, и для нашего рынка услуг весьма актуально. В нашей типографии мы спасли не мало «горящих» тиражей своих любимых клиентов, один из принципов работы «Аква Арт Принт» - выгодно и в срок.
А когда появилось первое рекламное агентство в России?
В 1878 году Людвиг Метцель открыл первое рекламное бюро «Центральная контора объявлений», лозунг которого звучал так: «Объявление есть двигатель торговли». Не правда ли знакомое выражение?
Основной функцией рекламного бюро был прием и платное размещение объявлений в газетах. Начинал Метцель работать с региональными газетами, постепенно развивая и увеличивая свое бюро, пришел на столичный газетный рынок. Со временем бюро преобразовалось в «Российское акционерное общество объявлений», расширило спектр предоставляемых услуг, практически стали агентством полного цикла, разрабатывали тексты, прорисовывали картинки, делали переводы на разные языки.
Весьма активное развитие рекламы шло в России с конца 18 века до революции 1917 года. И что самое интересно, основные приемы рекламы 18-19 веков остались актуальными и в 21 веке. Стоит лишь рассмотреть плакат "Русской фабрики вязальной и вышивальной бумаги" - на нем четкая подачи информации, включающая подтверждение правильности выбора, основанного на медалях, полученных за участия в выставках. Аналог выставления на сайтах наград, сертификатов и отзывов в наше время.
На эту тему можно очень много написать, выделив отдельные временные промежутки, сравнивая российскую рекламу и европейскую, выделяя разные носители рекламы, но сегодня на этом мы остановимся. До новых встреч.